Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 154

Все про активные колонки

Материалы изготовления

На то, насколько качественный звук будут производить активные колонки, во многом влияет материал, из которого выполнен корпус системы. При производстве современных моделей чаще всего применяется натуральное дерево, пластик или ДСП. Первый вариант ввиду отсутствия вибраций дает действительно хорошее звучание. Однако дерево выступает откровенно дорогостоящим материалом. Поэтому в качестве его бюджетного, дешевого заменителя довольно часто применяется ДСП.

Главное достоинство пластика – возможность реализации наиболее оригинальных, необычных дизайнерских решений. Такие активные колонки обычно занимают меньше свободного пространства. Но и звук здесь намного «проще». Поэтому пользователям, которые предпочитают слушать музыку действительно громко, не рекомендуется приобретать активные напольные колонки с пластиковым корпусом.

Сначала — усилитель

Выбрать недорогой Hi-Fi-усилитель (или AV-ресивер) можно, предъявив к нему четыре элементарных требования.
   Первое: минимально допустимая нагрузка должна быть не 8 (или 6), а — 4 ома. В этом случае вы не будете связаны какими-либо ограничениями по допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны акустических систем (АС). Полное сопротивление АС (импеданс) принято указывать в виде числа из ряда 2, 4, 6, 8, 16 Ом. Чаще всего встречается 4-, 6- или 8-омная акустика, хотя, строго говоря, импеданс меняется от частоты и может падать до 1–2 Ом (обычно в НЧ-области) или, наоборот, взлетать до 30–50 Ом. Представляется, что безопасность работы усилителя должна быть на первом месте. Если его выходной каскад по каким-либо причинам выйдет из строя и возникнет необходимость обращаться в сервисный центр, то в проведении гарантийного ремонта вам могут отказать на основании нарушения правил эксплуатации. Поэтому лучше, если ваш избранник (стереоусилитель или AV-ресивер) будет «официально» готов к работе с минимальной нагрузкой 4 ома, что косвенно свидетельствует о качестве блока питания.
   Второе: максимальная выходная мощность должна соответствовать… размеру помещения. Например, величина 30–50 Вт на канал прекрасно подойдет для комнаты площадью 12–15 кв. м. Для жилища в 20–30 «квадратов» такая мощность при определенных условиях может показаться скромной (крайне нечувствительная акустика, страсть к концертному уровню звучания). Чтобы не выкручивать до предела регулятор громкости и не испытывать по этому поводу комплексов неполноценности, запас мощности не помешает. Есть и более серьезный резон: работающий на пределе возможностей усилитель — потенциальный источник нелинейных искажений, связанных с появлением высших гармоник, которые, в свою очередь, увеличивают риск погубить ВЧ-динамики. Значит, полезно брать аппарат помощнее, например, по 100–120 Вт на канал. А как же — колонки? Не надо пугаться этой цифры, даже если акустика рассчитана на меньшую мощность, просто старайтесь, что называется, контролировать процесс.
   Третье: приличный усилитель обязан иметь выходные винтовые клеммы для всех каналов, а не отверстия с пружинными защелками для кабелей. Эта нехитрая деталь конструктивного оформления указывает на уровень претензий самого разработчика. Известно, что при выпуске массового товара счет идет по каждому элементу. Например, лицевая панель из металла, а не из пластика, тяжелый трансформатор и могучие радиаторы охлаждения выходных транзисторов (не микросхем!) в определенном смысле служат признаком Hi-Fi-класса.
   Четвертое: не всегда следует безоговорочно стремиться приобрести самую новую модель. Зачастую стереоусилитель, пролежавший на складе год-другой, серьезно дешевеет без всякого ущерба для качества. После первого включения питания достаточно оставить аппарат на пару часов под током без подачи сигнала, чтобы утечка электролитических конденсаторов снизилась до нормы. Устаревшая модель AV-ресивера — другое дело; здесь надо точно знать, какие декодеры многоканального звука вам нужны, а какие — нет.
   Вы спрашиваете, а как же многочисленные технические параметры, напечатанные мелким шрифтом на последней странице инструкции по эксплуатации? Подавляющее большинство современных усилителей бюджетного класса имеет очень близкие характеристики, что существенно упрощает проблему выбора. Конечно, если на усилитель предполагается потратить совсем «другие» деньги, то и размышлять придется дольше. И последнее: некоторые с виду малосущественные детали могут сильно повлиять на ваш выбор (автор, например, терпеть не может корпуса золотистого цвета). Подумайте, нужен ли вам пульт дистанционного управления, вход для подключения проигрывателя виниловых грампластинок или выход предусилителя?

Обзор видов

Есть несколько основных типов колонок по назначению. В зависимости от условий эксплуатации, выбирают колонки не только по параметрам мощности, но и по конструкции-назначению как таковой. Рассмотрим основные. Полочные колонки предназначены для установки на стол, полку или другую горизонтальную поверхность. Такие колонки можно поставить на столик для телевизора, компьютерный стол или на полку, прикрученную к стене. Такой вариант станет прекрасным решением для небольшого помещения: колонок можно использовать несколько и вполне эффективно озвучить пространство.

Напольная акустика устанавливается на пол: обычно имеет вертикальную, многополосную конфигурацию. Акустика выбирается также исходя из мощности, объема помещения и условий установки. Такие колонки можно расположить по краям телевизора – получится хорошо озвученный домашний кинотеатр.

Концертная акустика – это целый комплекс аппаратуры и коммутации, включающий в себя не только колонки (нередко многополосные) и усилитель: обычно в набор входят отдельные низкочастотные колонки (сабвуферы), кроссовер и другие интересные девайсы. Всё это призвано качественно озвучивать концертные площадки и залы – редко попадает в руки обывателей, в домашних условиях такие акустические системы не используются.

Различают «домашнюю» акустику и «профессиональную» (эстрадную). Эти системы предназначены для разных задач. Профессиональными системами озвучивают большие залы, площадки, дискотеки и стадионы: системы выдают качественный звук и создают высокое звуковое давление. Профессиональные колонки от концертных отличаются следующими нюансами:

  • применение в конструкции динамиков высокой эффективности;
  • управляемый угол направленности звука.

Домашняя пассивная аудиосистема может выполнять различные функции: полочной компьютерной аудиосистемы или звуковой системы домашнего кинотеатра. Качественное звучание создает в доме наиприятнейшую атмосферу.

Лучшая акустика премиум-класса Monitor Audio Bronze 6

  • мощность 150 Вт;
  • подключение Bi-wiring;
  • импеданс 8 Ом.

Звучание мощных колонок британского бренда сможет удивить даже искушенных аудиофилов. В отличие от моделей предыдущего поколения Bronze BX, здесь появились СН/НЧ динамики сферической формы из алюминиево-магниевого сплава с керамическим покрытием. Пара басовых драйверов с фазоинверторами занимают почти треть корпуса из ДВП толщиной 18 мм, покрытого прочной виниловой пленкой. В верхней части установлены компактные высокочастотники с золотым напылением.

Дополнительную жесткость конструкции придает крепление по технологии bolt-through – на лицевой панели нет шляпок болтов, которые фиксируют динамики и проходят корпус насквозь. Сзади установлены винтовые клеммы для подсоединения к домашнему кинотеатру или усилителю по схеме Bi-amping/bi-wiring. Благодаря идеальному качеству сборки и хорошему разрешению средних и высоких частот модель стала лидером рейтинга акустики премиум-класса.

Если нужна акустическая система для большой гостиной или домашнего кинозала, найти колонки с лучшим качеством звучания при цене 70 000 – 100 000 рублей будет довольно сложно. При просмотре фильма или прослушивании любимых исполнителей будет слышен каждый звук, шорох в мельчайших подробностях. Аккуратные басы, искрящие средние и высокие частоты сбалансированы идеально.

Лучшие напольные колонки в своем ценовом сегменте с приятным звучанием без фокусировки на одной ноте. На корпусе нет ни следов клея, ни зазоров. Конструкция очень устойчивая, идет с прочным подиумом. Но чтобы система зазвучала, нужно время для прогрева.

Зачем нужен?

Многие называют усилитель звука «сердцем» аудиосистемы – он отвечает за многократное увеличение мощности сигнала.

Известно, что всякая аудиоинформация в акустическом оборудовании передается посредством электрических колебаний. Как аналоговые, так и цифровые установки работают лишь после получения данных с соседнего блока либо с какого-то другого аппарата. В результате на выходе электрические колебания бывают довольно слабыми. Конечно, они содержат всю нужную для звукового воспроизведения информацию, тем не менее совершить сколь бы то ни было серьезную работу неспособны. Именно поэтому всякая колонка, включая каждый её динамик, требует корректного питания, в противном случае звучание будет невыразительным.

Установка и эксплуатация

Простые компактные колонки наподобие JBL максимально удобны в использовании. Они легко сопрягаются с аудиоисточником, например, компьютером или смартфоном через Bluetooth. С USB моделями все тоже обстоит достаточно легко. Они подключаются посредством соответствующего кабеля, их легко включить и выключить. Поскольку усилитель уже встроен в конструкцию данной акустики, то подключать его не требуется. Хотя некоторые предпочитают дополнять свои колонки дополнительными усилителями. Кто-то рекомендует извлекать для этого встроенный усилитель, а кто-то считает, что достаточно подключения внешнего усилителя.

Типы присоединения могут быть различными. Многокомпонентные системы для DVD или других девайсов имеют все нужные входы и штекеры. Колонки могут подключаться к разъемам сзади сабвуфера. Он посредством провода подключается к устройству, для которого предназначается акустическая система. В случае с домашним кинотеатром все колонки должны стоять согласно обозначенной в инструкции схеме. Тыльные – сзади зрителей, центральные под телевизором, фронтальный – по бокам от него.

Итак, выбирая активную акустическую систему, нужно определиться с ее предназначением. От этого будут зависеть рекомендуемые характеристика девайса. Надеемся, эта статья будет полезна и поможет вам приобрести наилучшую модель, соответствующую вашим потребностям.

О том, как правильно выбрать активные колонки, узнаете в следующем видео.

Списки лучших

В настоящее время существует большое количество моделей колонок для компьютера. Мы выбрали три популярные категории, которые опишем ниже:

  1. Бюджетные.
  2. С сабвуфером.
  3. Беспроводные.

Приступим к подробному описанию.

Бюджетные

SMARTBUY MINI SBA-2820 являются достаточно бюджетной моделью. Несмотря на свой ценник, динамики выполнены достаточно качественно. Понятно, что данная модель не может сравниваться с более дорогими, но, в собственном классе, она является одной из лучших.

Звуковая схема 2.0
Корпус пластик
Масса 230 г

Ценник: от 100 до 300 рублей.

колонки SMARTBUY MINI SBA-2820

С сабвуфером

LOGITECH Z623 представленная модель является популярной у большинства пользователей, и профессиональных музыкантов. Ведь качество звучание у устройства просто прекрасное. Мощность устройства достигает 200 Ватт.

Сабвуфер 130 Вт
Мощность 200 Вт
Количество аудиоразъемов 3.5 мм два

Цена: от 15 000 до 20 000 рублей.

колонки LOGITECH Z623

Беспроводные

LOGITECH G G560 лучшая модель беспроводной акустической системы, обладает красивой подсветкой, в которой возможно изменять цвет сияния. Качество звучания также не отстает от более популярных моделей.

Акустический тип 2.1
Суммарная звуковая мощность 1.2 Вт
Частотный диапазон 40 Гц – 18 КГц

Стоимость: от 15 000 до 18 000 рублей.

колонки LOGITECH G G560

Теперь дело за функционалом

Как и йогурты, не все сабвуферы одинаково полезны

Даже если не принимать во внимание качество их разработки и производство, они существенно разнятся по функциональному оснащению

Выбирая саб, нужно иметь в виду, что придётся его подключать к основной системе

Поэтому обратите внимание на способы подключения, которые предусматривает та, или иная модель

Коммутация, настройка и управление сабвуфером – практически неисчерпаемый источник разнообразия. Минимальный набор, который есть почти у всех:

  • Уровень сигнала
  • Частота и крутизна раздела
  • Регулировка фазы

Дальше начинаются различные опции: беспроводное подключение, параметрический эквалайзер, дистанционное управление (в том числе с помощью мобильного приложения) – все эти вещи по-своему полезны, но только в том случае, если вы умеете ими пользоваться.

Специальное мобильное приложение от производителя поможет без труда настроить сабвуфер для работы в любых условиях

Способы подключения сабвуферов к системе

Классический вариант коммутации кинотеатрального саба – подключение его к специализированному сабвуферному выходу на AV-ресивере. Все остальное сделает настроечный микрофон и встроенное в ресивер ПО, этот функционал сейчас имеется даже у самых бюджетных моделей.

Со стереосистемами малость посложнее – штатных вариантов подключения там не существует и всё зависит от изобретательности и опыта производителя сабвуферов, как именно он предусмотрел интеграцию своего изделия.

Существуют ли нетипичные методы подключения?

Ещё бы! Британская компания REL, один из патриархов сабвуферного движения, предлагает целых три варианта:

  • традиционный линейный
  • специализированный низкочастотный кинотеатральный
  • фирменный высокоуровневый

Для большинства сабвуферов реализуем только линейный способ подключения. Его REL считает наименее предпочтительным, предлагая использовать только в том случае, если для использования других вариантов нет технической возможности.

Вы всегда сможете выбрать для себя оптимальный способ подключения сабвуфера, если, конечно, производитель позаботился об этом

В высокоуровневом режиме сабвуфер фактически подключается к усилителю параллельно колонкам. Такой способ подключения обеспечивает идентичность поступления сигнала на все излучатели и слаженность их работы.

В кинотеатральном режиме используется специализированный вход канала низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effects). Но есть возможность задействовать его параллельно с высокоуровневым, что, согласно заверениям производителя, дополнительно улучшит качество звучания.

Таким образом, сабвуферы REL способны не только отрабатывать низкочастотные спецэффекты, но и, одновременно, поддерживать басом основную акустику.

Кино, или музыка?

Если вы ищете сабвуфер для домашнего кинотеатра, то основными требованиями к нему должны стать развиваемая громкость и отсутствие посторонних призвуков. Ведь не зря все эти взрывы и прочие звуки называются «эффектами», и сабвуфер, в данном случае, выступает инструмент для их реализации.

Домашний кинотеатр требует от сабвуфера «эффектной» работы

Если же мы говорим про музыку, то там на первом месте выходит эмоциональность звучания, а значит оттенки, обертона и прочие тонкие материи. Для них важнее точность и честность, которые кроются возможно не в громоподобной мощности, но в деликатности и детальности. Проще говоря, сабвуфер в стереосистеме должен играть басовые ноты, а не гудеть на одной ноте и не громыхать. И проверить это можно только одним способом: послушать «потенциального кандидата» в салоне, где смогут создать условия, похожие на те, что имеются у вас дома.

Местоположение слушателя по отношению к колонкам критически важно

Базовый принцип, без которого невозможно добиться хорошей сцены и образности, таков: точка прослушивания и колонки должны располагаться по схеме равностороннего треугольника. Слушатель должен сидеть точно между двумя акустическими системами (эта точка называется «зоной комфортного прослушивания»). Расстояние до каждой колонки должно быть лишь немного большим, чем расстояние между самой акустикой. Если этот основной принцип не соблюден, то о хорошей звуковой сцене не может быть и речи.

Дистанция между колонками напрямую влияет на ширину звуковой сцены, образность и ощущение сосредоточенного центра. Чем дальше друг от друга находятся колонки (точка прослушивания при этом остается неизменной), тем шире становится звуковая сцена. Однако большое расстояние негативно влияет на образность — в конечном итоге слушатель может полностью потерять этот нужный эффект. Чем ближе стоят колонки, тем, соответственно, уже сцена.

При правильной, оптимальной расстановке громкоговорителей появляется эффект достаточно широкой сцены и сфокусированной образности. Для поиска лучшего местоположения акустики идеально подходит музыкальный материал, где основная роль отдана вокалисту с ненавязчивым аккомпанементом. Поставьте колонки поближе друг к другу, чтобы услышать максимально собранный в центре вокал. Постепенно отодвигая системы в разные стороны, слушайте музыку и анализируйте слышимое. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не поймете, что центральный звуковой образ стал шире, рассеяннее. Исчезающая сфокусированность станет индикатором того, что максимально возможная дистанция между колонками была превышена.

Лучшие модели

Чтобы разобраться в многообразии представленной звукоусилительной техники, стоит рассмотреть самые популярные модели, которые заслужили лучших оценок экспертов и пользователей.

Yamaha A-S201

К достоинствам этой модели относят возможность создания объемного звукового пространства, наличие фонокорректора, а также опции автоотключения.

Из недостатков можно выделить отсутствие регулятора баланса, а также уровень шума, который чуть выше, чем в некоторых других аналогичных системах.

Эта модель представляет собой интегральный усилитель, дающий 100 Вт на канал — подобной мощности более чем достаточно для любых типов колонок. Отлично проявляет себя при звуковоспроизведении любых, даже самых сложных мелодий.

SMSL SA-36A Plus

Эта модель имеет Bluetooth, благодаря чему становится возможной трансляция аудиозаписи с телефона либо по радиоканалу. Кроме того, предусмотрены USB-порт, а также разъем для MicroSD-карт.

К преимуществам относят небольшие размеры, а также доступную стоимость. Из минусов пользователи отмечают недостаточную мощность, а также внешний блок питания.

В целом это довольно интересный компактный усилитель, который лучше всего передает высокие частоты, хотя и низкие звучат вполне достойно.

TPA3116 LM1036 (2.0)

Еще один представитель портативных мини-усилителей класса А выдачей по 50 ватт на каждый канал. Это устройство вдвойне мощнее, чем предыдущее, обеспечивает четкое и чистое звуковоспроизведение, а КПД достигает 90%, поэтому оборудование практически не греется и не нуждается ни в каких дополнительных конструкциях для охлаждения.

В целом это дешевая и надежная модель, которая является оптимальным выбором для использования в домашних условиях.

Из недостатков отмечают отсутствие корпуса, а также внешний блок питания.

Pioneer A-10

Это оборудование даёт красивое, глубокое звучание низов, но и высокие частоты также очень приятные. В звуке чувствуется некоторая «ламповость», хотя в целом аудиоряд более твердый. Имеет высокие параметры по признаку сигнал/шум. В то же время отличается повышенной требовательностью к источнику звучания.

Впрочем, не обошлось и без недостатков. В частности, при прослушивании на повышенной громкости оборудование заметно нагревается и при продолжительной работе попросту уходит в защиту. Помимо того, в комплекте отсутствует пульт ДУ, что делает эксплуатацию не совсем комфортной.

ТОП-4 мидисистем

Ginzzu GM-207

Открывает рейтинг бюджетная музыкальная переносная система с Bluetooth, караоке, FM-радио, аудиоплеером, эквалайзером для популярных настроек, с эффектной динамической подсветкой. Цена — 3990 рублей.

Плюсы:

  1. Динамическая пульсирующая яркая RGB-подсветка.
  2. 5 предустановок эквалайзера.
  3. Микрофон с подключением для караоке.
  4. Встроенный чип для считывания флеш-памяти. Можно выводить изображения, видеоролики на экран ТВ.
  5. Подключение к любому источнику через Bluetooth или LINE IN.
  6. Удобная ручка на корпусе для транспортировки.

Минусы:

  1. Звук без басов.
  2. Не соответствует заявленной мощности: на максимуме — 15–20 Вт, не больше.
  3. Некачественные кондеры без low esr.

Недорогая мидисистема для домашнего караоке, вечеринок. Лёгкая для транспортировки. Мощность небольшая, чуть меньше, чем в LG OK 65. Нет поддержки DVD-R, как в Sony MHC-V 21D, но есть функция flesh-считывания.

LG OK65

Музыкальный центр для любой по масштабу вечеринки с вуфером Multi-Color Lighting, с оглушительным битом, функцией DJ Sharing, караоке Star. В отличии от предыдущей модели рейтинга, за LG OK65 придется отдать в четыре раза быльше — 16580 рублей.

Плюсы:

  1. Разноцветная подсветка, меняющаяся под ритм музыки с помощью вуферов Multi-Color Lighting.
  2. Функция Pro DJ для создания звуковых эффектов, включая скретчинг или повтор дорожки.
  3. Микширование и воспроизводство аудиотреков с двух разных USB-дисков, функция DJ Sharing передаёт миксы на мобильное устройство.
  4. Караоке Star – заглушение вокала в любом аудиотреке или песне, смена тональности дорожки под тембр и голос.
  5. 18 голосовых эффектов.
  6. Поддержка Bluetooth, подключение к совместимому ТВ LG пультом ДУ.
  7. Общее количество пресетов тюнера, как в LG OM7550K – 50.
  8. Совместимость аудиосистем LG, объединение двух аналогичных функций беспроводного соединения Wireless Party Link.
  9. Multi Jukebox – позволит подключить к системе до 3 человек, чтобы создать плей-лист без перерыва в вечеринке.

Минусы:

  1. Нельзя прокручивать видеоролики, как в Sony MHC-V 21D.
  2. Не хватает оптического входа.

Отличное звучание, возможность микширования треков во время вечеринки или прослушивания музыки, большой запас громкости, хорошие басы, качественная сборка. Караоке — только CD, а не DVD, как в LG OM7550K.

Sony MHC-V21D

Аудиосистема с наклонными динамиками, потоковым воспроизведением по NFC и Bluetooth, с двумя микрофонными входами, управлением со смартфона через фирменное приложение. Цена — 19900 рублей.

Плюсы:

  1. Функция NFC One-touch с мгновенной установкой подключения по Bluetooth и потоковой передачей.
  2. Наклонные высокочастотные динамики обеспечивают широкое рассеивание звука.
  3. Систему можно использовать для караоке и как усилитель с тремя режимами для гитары.
  4. Функция Party Chain с возможностью подключения до 50 совместимых динамиков.
  5. Управление музыкой, звуком, цветом подсветки, DJ-эффектами со смартфона в специальном приложении SonyMusic Center для iOS или Android.
  6. Можно делиться в соцсетях статусом с каждой вечеринки в приложении Fiestable.
  7. Режим футбольного матча.
  8. Встроенный проигрыватель DVD.
  9. HDMI-выход, как в LG OM7550K.
  10. Комплект — 2 колонки и сабвуфер, как в LG OK65.
  11. Встроенная ручка для транспортировки, как в Ginzzu GM-207.
  12. Одновременное подключение по беспроводному протоколу Bluetooth сразу 3 мобильных устройств, как в LG OK65.

Минусы:

  1. Слабоватые басы.
  2. Тяжёлая для переноски.

Вердикт. Отличный чистый звук, режим футбольного матча, управление со смартфона, как в LG OK65, одновременное подключение 2–3 мобильных устройств, онлайн-микширование, трансляция. Наличие HDMI не всегда даст возможность использовать мидисистему для домашнего кинотеатра, нужно искать совместимые бренды. Поддерживает больше форматов, чем LG OM7550K.

LG OM7550K

Мощная мидисистема на 1000 Вт, с караоке-диском на 2 тысячи песен. Есть микрофон и песенник. Цена — 22900 рублей.

Плюсы:

  1. Портативная сверхмощная система.
  2. Большая информационная база для караоке.
  3. Как в Sony MHC-V21D, можно управлять со смартфона, передавать на колонки музыку.
  4. Диджеевские вертушки в дизайне.
  5. Отличная синхронизация с ТВ LG по Bluetooth.
  6. Программируемое воспроизведение, память.
  7. Замедленная и ускоренная перемотка.
  8. Караоке с подавлением эффекта эха.
  9. Как в LG OK65, удаление вокала с диска.

Минусы:

  1. Монозвук.
  2. Нет разъёма 3,5 mini-jack для наушников.

Вердикт. Мощная мидисистема с объёмными басами, управлением со смартфона, много общих параметров с LG OK65. Большая библиотека песен.

Нескучная теория

Если быть серьезным, то вопросы, связанные с объективной оценкой тонкостей взаимодействия усилителя и акустической системы, не могут быть решены в одночасье (и, кстати, до сих пор никем в мире полностью не решены). Технические эксперты Stereo&Video не первый год всесторонне изучают проблему, разрабатывая оригинальные методики для получения исчерпывающей оценки данного явления (до публикаций, правда, дело пока не дошло). «Парное» взаимодействие — одновременно и проблема, и счастье Hi-Fi-индустрии. Отсутствие общих решений порождает армию аудиофилов, готовых до бесконечности переслушивать и менять комбинации «колонка/усилитель». В свою очередь, это способствует повышению доходов производства, каждый год выбрасывающего на рынок новые модельные ряды аппаратуры. В то же время серьезный разработчик, выпуская конкретный усилитель (или акустику), старается с запасом наделить модель свойствами универсальной коммуникативности. Иначе акустика Y никогда «не выйдет замуж» за усилитель X! Cомнения потребителя понять можно, однако в большинстве случаев, когда речь идет о бюджетной Hi-Fi-аппаратуре, эти беспокойства попросту излишни. Казалось бы, проблемы совместимости должны решаться на высоком уровне при конструировании готовых систем (музыкальные центры, AV-комплексы и т.п.). И что же мы видим, кроме общих слов? Полное отсутствие возможности модернизации путем замены компонентов системы плюс явное желание производителя экономить на всем и вся. Может быть, проблема решена в дорогостоящей аппаратуре, недоступной широкому кругу потребителей? Действительно, когда бюджет неограничен, разработчика выручает лобовой подход: монстр-усилитель с почти беспредельными возможностями и покорная акустика, не имеющая права даже чуть-чуть покапризничать (все гладко: и АЧХ, и импеданс, и фазовая характеристика)… Есть еще один путь — создание так называемой активной акустики, которая имеет встроенные многополосные усилители и прецизионные кроссоверы активного типа. Такие системы прижились в профессиональной среде; для домашнего использования предложение подобной техники крайне ограниченно — хлопотно и нерентабельно для массовой Hi-Fi-индустрии делать высококачественную активную акустику. Сказочный High End стоит больших денег, но потребитель снова недоволен. Выясняется, что среди состоятельных аудиофилов число несчастных искателей абсолютной гармонии растет в геометрической прогрессии. Увы, таковы парадоксы потребления.

Давайте учтем особенности

И если подобный вариант звучания вам интересен, то стоит обратить внимание на еще несколько характерных свойств студийной акустики. Как правило, студийные мониторы продаются по отдельности — каждый из них способен работать самостоятельно

Вариант конфигурации компьютерной акустики, когда вся электроника размещена в одной колонке (master), а вторая колонка весит меньше и не имеет органов управления (slave), у студийных мониторов редок. Разве что в очень недорогих моделях.

При этом, покупая пару мониторов вместе, с заводскими номерами, идущими практически подряд, мы получаем дополнительную гарантию идентичности их звучания. Хотя в случае с серьезными моделями часто утверждается, что даже если два образца одной модели мониторов куплены с разницей в год, звук будет совпадать — на то они и студийные.

Neumann KH 310 A — трехполосные, «почти полочные», спереди и сзади

В серьезно оснащенных студийных мониторах бывают представлены средства для регулировки не только АЧХ, но и задержки, а также иногда даже фазовых параметров излучателей. Причем часто это не регуляторы, а джамперные панели либо электронные интерфейсы с развитым меню и почти графическим дисплеем.

Перед тем, как приобрести такое оборудование, я бы рекомендовал прийти к четкому пониманию — способны ли вы при необходимости настроить его и надо ли вам все это в домашних условиях.

Студийные мониторы PreSonus Eris E8, подключение — 6-мм джек, XLR, RCA

Еще один вопрос — коммутация. Как правило, аналоговое входы серьезных студийных мониторов представлены в формате балансных разъемов XLR. Это делается по абсолютно логичным соображениям: балансное соединение позволяет работать с гораздо более длинными кабелями, что в условиях студии оправдано даже для мониторов ближнего поля.

На самом деле, проблема перехода от небалансного к балансному сигналу решаема. Но гораздо лучше, если ваша домашняя аппаратура имеет соответствующую коммутацию

Если вы рассчитываете часто использовать органы управления ваших мониторов, обратите внимание на то, где они расположены. У многих моделей хотя бы кнопка включения и ручка громкости выведены на переднюю панель

Это — для вас.

Эй, на пароме!

Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.

Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.

Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации