Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 43

Кто изобрел телевизор

Биография

Борис Львович Розинг в Петербурге 5 мая 1869 года. Его предки принадлежали к числу европейских ученых, которых Петр I пригласил в Россию для развития науки и техники. Лев Розинг, действительный статский советник, в свободное время занимался созданием точных часов и летательной машины в любительской мастерской на чердаке. Именно отец привил ученому любовь к изобретательству: они подолгу засиживались на чердаке за созданием моделей. Уже в гимназии Борис Розинг интересовался физикой. В 1887 году, окончив гимназию с золотой медалью, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1893 году Розинг поступил на работу в Петербургский технологический институт (ПТИ) в качестве лаборанта. Параллельно со своими исследованиями он вел практические занятия по физике. В 1898 году был избран на должность преподавателя и начал читать лекции по электричеству и электрометрии. Через 9 лет Розинг стал деканом электромеханического факультета ПТИ. После Октябрьской революции ученому с семьей пришлось переехать в более тихий и безопасный Екатеринодар (Краснодар). В 1918 году он активно участвовал в открытии Кубанского политехнического института, первого высшего учебного заведения на Северном Кавказе. Там он занял должность проректора, декана электромеханического факультета. Продолжая работать в Екатринодаре, ученый искал пути для возвращения в родной институт.

В 1920 году Розингу поступило предложение продолжить исследования в США и эмигрировать из России. Он отказался, ответив: «Я русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь». Возможно, если бы он принял другое решение, то его жизнь сложилась бы иначе… Но у истории нет сослагательного наклонения.

Почтовая марка в честь изобретателя электронного ТВ Бориса Розинга

В 1922 году он переехал в Петроград и стал профессором физики Второго Политехнического института. Вернуться в Технологический институт (теперь уже Ленинградский), восстановить лабораторию и продолжить исследования ему удалось только в 1924 году. Там Розинг работал до конца 1930 года.

В декабре 1930 года Розинга задержали по обвинению в финансовой помощи контрреволюционерам. Причиной стало то, что он одолжил по подписному листу небольшую сумму денег нуждавшемуся коллеге-преподавателю, бывшему царскому офицеру, противнику революции. И в феврале 1931 года ученого на три года сослали в Котлас на лесопильный завод без права преподавания и проведения исследований. Более того, ему пришлось самостоятельно искать жилье. Ученый смог позволить себе лишь съёмную койку за занавеской на кухне в квартире, в которой жили еще 12 человек. Розингу не выдавали бесплатные талоны на питание: продукты и деньги ему присылала семья. Жизнь без возможности работать была равносильна смерти. Тогда он начал читать лекции для работников завода в вечернее время.

В 1932 году, благодаря помощи друзей и семьи, Розинга приняли на должность лаборанта в Архангельском Лесотехническом институте (АЛТИ). Там он не мог продолжать свои исследования по улучшению способа передачи изображения, зато приступил к разработке прибора, помогающего ориентироваться слепым, и кардиографа для местной больницы. Его материальное положение оставалось бедственным: цены на аренду комнаты и продукты в Архангельске были существенно выше, чем в Котласе. У Розинга не хватало денег даже на покупку керосина для примуса. Ученому помогал коллега, который приносил ему домашнюю еду. Плохие условия подорвали его здоровье. В последние месяцы он часто болел.

О последних днях жизни Розинга осталось свидетельство квартирной хозяйки Александры Поповой, у которой он снимал комнату. Однажды, возвращаясь после работы, Розинг ехал в трамвае и вез судок с супом. Трамвай резко повернул, и суп вылился на пальто сидевшей рядом женщины. Она устроила скандал, Розинг мог лишь извиняться и пытался очистить запачканную ткань. Это бытовое событие потрясло ученого и сказалось на его состоянии.. Через два дня, 20 апреля 1933 года, он умер от кровоизлияния в мозг. Бориса Розинга похоронили на местном кладбище. Только в 1957 году Бориса Розинга посмертно реабилитировали. Летом 2005 года останки ученого перезахоронили и установили памятник на Вологодском кладбище Архангельска. Прежняя могила находилась на краю кладбища и была частично затоплена.

Вещание

Кабельное

  • МТС
  • АКАДО (Москва и МО)
  • Дом.ru
  • Ростелеком-OnLime (Москва)
  • Сибирские сети
  • Уфанет
  • ТОКС (Тверь)
  • П.А.К.Т. (Санкт-Петербург)
  • КЭТИС (Владимир)
  • Таттелеком (Татарстан)
  • Метросеть (ХМАО)
  • ООО «Смоленский ряд-2» (Смоленск)
  • АТК (Архангельск)
  • Антенна-Сервис (Орёл)
  • Новочебоксарское кабельное телевидение (Чувашская республика)
  • ООО «КТС» (Клин, Московская область)
  • ТрансКомЛайн (Видное, Московская область)
  • Интерсвязь (Челябинская область)
  • Магинфо (Магнитогорск, Челябинская область)
  • Омские кабельные сети
  • Кабельвидеоэфир (Сыктывкар)
  • Рэдком (Владивосток, Хабаровский край)
  • ООО «Телесети-Плюс» (Псков)
  • Трайтек (Владимирская область)
  • Антенная Служба Плюс (Калининградская область)
  • ООО «Сигнал» (Железногорск, Курская область)
  • Осколтелеком (Старый Оскол, Белгородская область)

Основные принципы

количество телевизоров на 1000 человек
 1000+  500-1000  300-500  200-300  100-200  50-100  0-50  Нет данных

Телевидение основано на принципе последовательной передачи элементов изображения с помощью радиосигнала или по проводам. Разложение изображения на элементы происходит при помощи диска Нипкова, электронно-лучевой трубки или полупроводниковой матрицы. Количество элементов изображения выбирается в соответствии с полосой пропускания радиоканала и физиологическими критериями. Для сужения полосы передаваемых частот и уменьшения заметности мерцания экрана телевизора применяют чересстрочную развёртку. Также она позволяет увеличить плавность передачи движения.

Аналоговый телевизионный тракт в общем виде включает в себя следующие устройства:

  1. Телевизионная передающая камера. Служит для преобразования изображения, получаемого при помощи объектива на мишени передающей трубки или полупроводниковой матрице, в телевизионный видеосигнал.
  2. Телекинопроектор. Преобразует изображение и звук на киноплёнке в телевизионный сигнал, и позволяет демонстрировать кинофильмы по телевидению.
  3. Видеомагнитофон. Записывает и в нужный момент воспроизводит видеосигнал, сформированный передающей камерой или телекинопроектором.
  4. Видеомикшер. Позволяет переключаться между несколькими источниками изображения: камерами, видеомагнитофонами и другими.
  5. Передатчик. Несущий сигнал высокой частоты модулируется телевизионным сигналом и передается по радио или по проводам.
  6. Приёмник — телевизор. С помощью синхроимпульсов, содержащихся в видеосигнале, телевизионное изображение воспроизводится на экране приёмника (кинескоп, ЖК-дисплей, плазменная панель).

Кроме того, для создания телевизионной передачи используется звуковой тракт, аналогичный тракту радиопередачи. Звук передаётся на отдельной частоте обычно методом частотной модуляции. В цифровом телевидении звуковое сопровождение, часто многоканальное, передаётся в общем с изображением потоке данных.

Историческая справка

Всего перед Второй мировой войной было выпущено 19000 электронных телевизоров в Великобритании, 1600 — в Германии и 7000 — в США. В 1942 году в странах Антигитлеровской коалиции производство телевизоров было приостановлено до августа 1945 года.

После войны, в отличие от разрушенной Европы, в США население не потеряло покупательную способность, а радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности за счёт оборонных заказов, нашла поле деятельности в виде телефикации страны. Если в 1947 году здесь насчитывалось около 180 000 телевизоров, то к 1951-му их число превзошло 10 миллионов! Благодаря массовому производству цены на товар резко упали, дав возможность купить телевизор всем желающим. Если в 1946 году собственным телеприёмником могли похвастаться лишь 0,5 % американских семей, к 1962 году 90 % домохозяйств обзавелись чёрно-белыми телевизорами. Получили популярность комбинированные устройства — телерадиолы — содержащие в общем корпусе телевизор, электрофон и высококачественный радиоприёмник.

В СССР, несмотря на послевоенную разруху, развитие телевидения было объявлено одной из приоритетных задач. Уже в 1947 году было освоено серийное производство телевизоров «Москвич Т1» и «Ленинград Т1», а в 1949 году запущен в производство первый массовый советский телевизор «КВН-49».

В 1956 году американская компания «Зенит» (англ. Zenith Radio Corporation) внедрила первый в мире беспроводной пульт дистанционного управления, разработанный Робертом Адлером. Управление громкостью и переключение каналов производились с помощью ультразвуковых сигналов, промодулированных соответствующими командами.

Современный инфракрасный пульт был выпущен в 1974 году фирмами Grundig и Magnavox. Событие совпало по времени с внедрением телетекста, требующего более точного управления, отсутствующего в самих телевизорах. Появление цифровых кнопок на пультах связано именно с необходимостью поиска нужных страниц на телеэкране.
В 1980-х годах телевизоры приобрели ещё одну функцию: их начали использовать в качестве монитора для первых бытовых компьютеров и игровых приставок. Для удобства подключения этих устройств, а также получивших распространение видеомагнитофонов, телевизоры начали оснащать, кроме антенного входа, дополнительным компонентным, позволяющим подавать сигналы, минуя высокочастотный селектор каналов.

Следующая революция рынка телевизоров произошла в середине 2000-х годов, когда появились недорогие плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры. К началу 2010-х годов кинескопные телевизоры практически полностью вытеснены плоскими LCD- и LED-устройствами, существенная часть которых может быть напрямую подключена к интернету и обеспечивает просмотр 3D-контента. На сегодняшний день (2018 год) практически все выпускаемые телевизоры поддерживают стандарты высокой чёткости, а наиболее дорогие модели — и сверхвысокой. Современные плоские телевизоры зачастую выполняют функцию ключевого элемента домашних кинотеатров, сохраняя при этом возможность просмотра эфирного и кабельного телевидения.

Технологии вещания

В зависимости от использованного принципа передачи сигнала, телевидение может быть эфирным (наземным), кабельным, спутниковым или интернет-телевидением. Первые три разновидности пригодны как для аналогового, так и для цифрового вещания. В современном телевещании технологии доставки контента часто комбинируются, используя на разных этапах наиболее эффективные способы.

Эфирное телевидение

Антенна для приёма эфирного телевидения

Антенна всеволновая

Наземное (или эфирное) телевидение основано на передаче телевизионного сигнала к потребителю по радиоканалу при помощи телевизионных вышек и радиорелейной инфраструктуры, работающих в диапазоне 47—862 МГц. Для приёма сигнала используется внутрикомнатная или наружная антенна. В многоквартирных домах часто устанавливается коллективная антенна с предусилителем и разводкой коаксиального кабеля по отдельным квартирам.

Кабельное телевидение

В отличие от эфирного телевидения кабельное распространяется по коаксиальным или волоконно-оптическим сетям непосредственно до конечных потребителей. Благодаря отсутствию эфирного промежутка, обеспечивается высокое качество сигнала и хорошая помехозащищённость. Кроме того, кабельная технология даёт широкие возможности создания платных каналов. Недостаток кабельного ТВ заключается в высокой удельной стоимости доставки контента из-за необходимости прокладки сетей. По этой же причине невозможен охват широкой аудитории, доступной для эфирного телевидения.

Спутниковое телевидение

Приёмные антенны спутникового телевидения

Спутниковое телевидение — система передачи телевизионного сигнала от передающего центра к потребителю, использующая в качестве ретранслятора искусственные спутники Земли, расположенные в космосе на геостационарной околоземной орбите над экватором, и оснащённые приемопередающим оборудованием. Обеспечивает покрытие качественным телевизионным сигналом больших территорий, труднодоступных для ретрансляции обычным способом.

Аналоговое телевидение распространяется через спутник, как правило, закодированным или зашифрованным в NTSC, PAL, или SECAM стандарте телевизионного вещания. Цифровой телевизионный сигнал или мультиплексированный сигнал обычно модулируется по стандартам QPSK или 8SPK. В целом, цифровое телевидение, в том числе передаваемое через спутники, как правило, основано на общемировых стандартах, таких как MPEG, DVB-S и DVB-S2.

Интернет-телевидение

Распространение широкополосного доступа к сети интернет позволило осуществлять цифровую дистрибуцию контента цифрового телевидения напрямую конечным пользователям. Скорость, обеспечиваемая с начала 2010-х годов большинством провайдеров, обеспечивает бесперебойное вещание как в стандартном качестве, так и с высокой чёткостью. При этом полноценный просмотр телепрограмм возможен как по традиционным сетям, так и по беспроводным интернет-протоколам. В отличие от эфирного, кабельного и спутникового телевидения, передающих свои программы строго по расписанию, интернет-телевидение даёт возможность произвольного выбора передач, независимо от сетки вещания в удобное для пользователей время. Кроме того, глобальный охват «всемирной паутины» даёт практически неограниченную территорию распространения контента. В результате, телепрограмма, распространяемая через интернет, может быть просмотрена в любой точке земного шара, где есть доступ к сети.

Запись телепрограмм

Бытовой видеомагнитофон

С началом регулярного коммерческого телевещания появилась необходимость сохранения телевизионных программ для последующих показов и распространения. Первые телестанции, вещавшие в УКВ-диапазоне, имели ограниченный радиус действия вследствие прямолинейного распространения радиоволн. Поэтому более широкий охват аудитории был возможен только путём физической доставки записи на другие телестанции или создания радиорелейных линий передачи телевизионного сигнала, которые появились только к середине 1950-х годов. На заре развития телевидения для записи использовалась технология кинорегистрации изображения, обеспечивавшая чрезвычайно низкое качество. И лишь в 1956 году, после создания фирмой Ampex первого пригодного для коммерческого использования видеомагнитофона, хранение телепрограмм перестало быть технической проблемой.

Развитие видеозаписи и появление бытовых видеомагнитофонов позволило автоматически записывать телепрограммы для последующего просмотра в удобное время. Эта же технология стала началом целой отрасли видеопроката кинофильмов, записанных на видеокассеты. Дальнейшее распространение связано с появлением оптических видеодисков, позволивших повысить качество домашнего кинотеатра до уровня, сопоставимого с настоящим кинопрокатом. В современном телевещании используются цифровые технологии видеозаписи и видеомонтажа, ставшие неотъемлемой частью телевидения. В настоящее время запись и воспроизведение ранее записанных программ эфирного цифрового телевидения в формате PTV возможна на телевизорах или ресиверах, имеющих такую функцию.

Принцип работы первого телевизора

История создания первого телевизора богата на события, в которых участвуют различные учёные и инженеры с самых разных уголков мира. На основе изложенной ранее в статье информации можно понять, что основой для разработки самого первого ТВ выступал диск Нипкова. Затем мы рассмотрели этапы развития разных типов телевизоров, какие учёные внесли самый большой вклад в его развитие. Нельзя упустить и не сказать ничего относительно принципа работы устройства. Сейчас рассмотрим самые ключевые этапы и особенности функционирования самого первого ТВ – механического.

Чтобы разобраться в том, как функционировал и выглядел механический телевизор, следует рассмотреть особенности работы диска Нипкова. Итак, это устройство непрозрачное, вращающееся, диаметром до 50 см. По спирали Архимеда находятся отверстия. Данный диск ещё известен как электрический телескоп.

Световой луч выступал в качестве сканирующего элемента изображения. В дальнейшем была передача ТВ-сигнала на особый преобразователь. Чтобы провести сканирование, требовался один фотоэлемент. Какое количество отверстий было на элементе? Были устройства с различным числом отверстий, порой до 200 штук.

Данный процесс осуществляется в противоположном выполнении. Для вывода изображения на экран специалистами использовался диск Нипкова. Как раз за отверстиями находилась неоновая лампа. В результате такой схемы картинка проецировалась на экран. Относительно скорости, она была достаточной, но на тот момент изображение поступало со строчками. При этом зритель может без проблем рассмотреть картинку.

Самые первые модели механических телевизоров ещё известны как проекционные. Качество изображения оставляло желать лучшего. На экране при желании можно было увидеть только силуэты. Диск Нипкова – это основа в этих устройствах. Такой способ применялся вплоть до разработки первого электронно-лучевого прибора.

История создания первого механического телевизора

Пауль Нипков – это немецкий технолог, положивший начало для современных телевизионных технологий. В 80-х годах XIX столетия был придуман именно этим учёным особый прибор – диск Нипкова. Данное устройство сканировало картинки построчно. Спустя время, в 90-х годах этого же столетия физик из Германии К. Браун создал самый первый кинескоп, который более известен как «трубка Брауна». Для Карла данное изобретение было неудачным, он был уверен в этом, поэтому забросил его. В начале XX столетия его ученик М. Дикманн смог одержать патент на трубку, и применил разработку учителя с целью передачи изображения.

На этом этапе истории сложно сказать, кто создал телевизор. Ведь прошёл год, и мир увидел небольшой телевизор с маленьким экраном где-то 3х3 см, а показатель обновления экрана составлял 10 кадров в секунду.

В середине 1920-х годов существенный вклад был внесён инженером из Англии Дж. Лоуги Брэдом. Именно Брэд использовал диск Нипкова, за счёт которого смог создать механический ТВ, он работал без звука, но при этом качество и чёткость картинки были на порядок выше, нежели ранее. На тот момент им же была открыта корпорация Baird, считающаяся длительное время одним-единственным производителем ТВ.

Кто изобрёл первый телевизор? Брэд? Или же Дикманн? Сказать сложно, но на этом открытия не закончились.

Этимология

Слово Télévision является составным из греч. τῆλε «далеко́» и лат. vīsio «ви́дение». Впервые термин использован на французском языке в 1900 году русским учёным Константином Перским во время VI Международного электротехнического конгресса, прошедшего в рамках Всемирной выставки в Париже. В английском языке слово впервые прозвучало в 1907 году в описании «гипотетической системы для передачи движущихся изображений по телеграфным или телефонным проводам». В России слово «телевидение» не использовалось, а появилось только в СССР, заменив к середине 1930-х годов термины «электровидение», «дальновидение» и «радиотелескопию».

История создания цветного телевидения

Теперь приступаем к следующему этапу в истории создания телевизора. Цветное изображение и попытки передать его начали предприниматься, ещё когда появились механические модели. Ованес Адамян – это один из самых первых инженеров, который разработал теорию относительно цветного ТВ. В 1908 году он запатентовал 2-цветный прибор для передачи сигналов.

Но говоря о признанном изобретателе цветного телевизора , нужно отметить Дж. Лоуги Брэда. Это автор механического устройства.

Уже в начале XX столетия Брэд смог собрать прибор, который мог последовательно передавать 2 картинки за счёт использования светофильтров таких цветов, как синий, красный, зелёный.

В истории создания телевизора, а именно цветного, самый серьёзный прорыв был после завершения Второй мировой войны.

После того как США лишились дополнительного заработка на оборонных заказах, они моментально изменили направленность работы. Теперь в стране было активировано гражданское массовое производство телевизоров. Как раз в этот период они начали применять для передачи картинки дециметровые волны. В 40-х годах XX столетия учёные из США провели публичную демонстрацию системы «Тринископ». Суть системы сводилась к тому, что в ней картинка 2 кинескопов совмещалась с самыми разнообразными цветами люминофорного свечения.

В СССР такого типа идеи начали появляться и воплощаться в жизнь в 50-х годах, и уже через год жители социалистических стран смогли насладиться тестовым цветным телевизионным эфиром.

Телевидение в СССР

В СССР первый механический телевизор был создан Антоном Брейтбартом и запущен в производство в 1931 году. Изображение экрана 16 на 12 мм увеличивалось лупой до экрана 3 на 4 см.

Механический телевизор и изображение на его экране

В том же году был совершен первый опытный сеанс телевещания. В 1949 году был произведен первый электронный телевизор – КВН-49 с диагональю 17,5 см. А в 1956 году был выпущен первый цветной телевизор с диагональю 43 см.

Телевизор КВН-49

В 1933 году Наркомат электропромышленности СССР проводил переговоры с RCA о поставке оборудования для оснащения Московского телецентра. В рамках переговоров Зворыкин приехал на Родину и прочел доклады в Москве и Ленинграде, подробно рассказав о своих разработках. Во время обсуждения выяснилось, что подобные исследования провел вначале Борис Розинг, а в 1930 году – Андрей Константинов. Но несмотря на то, что научное общество ознакомилось с разработками, практического продолжения это не имело.

Выступление Зворыкина во многом повлияло на дальнейшее развитие телевидения в СССР. Правительство издало специальное постановление о необходимости как можно скорее сократить отставание от американских коллег. Была создана первая в СССР лаборатория электронных передающих телевизионных трубок – иконоскопов – во главе с Борисом Васильевичем Круссером. И уже к концу 1934 года сотрудники лаборатории создали первые иконоскопы. А в 1936 году ВНИИ телевидения (Ленинградский институт телемеханики) полностью разработал электронную телевизионную систему.

Иконоскоп

В 1938 году после заключения договора с RCA в телецентре на Шаболовке было установлено новое оборудование, а Ленинградский завод им. Козицкого запустил производство новых телевизоров на основе американских разработок.

В 1939 году начались регулярные телепередачи, транслировавшиеся на 100 телевизоров. А уже с 1951 года телетрансляции стали ежедневными, и их сигнал принимали тысячи телевизоров. В 1954 году были проведены первые эксперименты по передаче цветного изображения.

Стоит сказать и о создании пульта дистанционного управления. Он был придуман Робертом Адлером в 1950 году. Тогда он соединялся с телевизором посредством длинного провода. Позже для подключения стали применять инфракрасное излучение. Этот способ используют и сейчас.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации