Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Что такое ​dolby atmos, или многоканальный звук без каналов

Контент, приложения и устройства

Когда речь идет о Dolby Atmos, нужно понимать, что все оборудование должно поддерживать эту систему. Вот, что мы имеем в виду:

• Фильм — будь это кино на диске, загруженная цифровая версия или потоковая — должен быть кодирован в Dolby Atmos (на основе Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus)

• Устройство для воспроизведения (Blu-ray-плеер, приставка, телевизор или другой девайс) должно уметь работать с Dolby TrueHD, Dolby Digital Plus и «слоем» Atmos-информации. При этом девайс не должен ничего менять в метаданных. Этот режим называется «сквозным пропусканием сигнала» (pass-through). Любые изменения, как правило, полностью разрушают информацию Dolby Atmos.

• Если вы используете стриминговую приставку вроде Apple TV, Roku или Nvidia Shield TV, то установленное приложение (Plex, Netflix, iTunes, Firecore Infuse и т.д.) также должно уметь пропускать сигнал со всеми звуковыми данными.

• Наконец, требуется AV-ресивер или саундбар, полностью совместимый с Dolby Atmos.

Есть еще один важный момент: если на одном устройстве приложение поддерживает Dolby Atmos, то это не значит, что оно будет работать с этим форматом на другом девайсе. Например, Plex на Nvidia Shield TV умеет пропускать сигнал Atmos на основе Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus, но этот же Plex на Apple TV 4K справляется только с Dolby Digital Plus, а на Apple TV четвертого поколения приложение Plex вообще не может пропускать Dolby Atmos.

Предположим, вы смотрите UHD Blu-ray-диск с Atmos-звуком на UHD Blu-ray-плеере, подключенном к Atmos-телевизору/саундбару/ресиверу по HDMI. При таком раскладе вы получите самый полноценный Dolby Atmos. Однако так бывает не со всеми комбинациями устройств.

Вот несколько примеров неправильных способов услышать Atmos-звук:

• Запустить через Netflix фильм со звуком Dolby Atmos на приставке Apple TV 4 (не 4K, а четвертое поколение), подключенной к Atmos-ресиверу. В этом случае Apple TV — слабое звено. Эта версия приставки не работает с Dolby Atmos, поэтому вам будет доступен только Dolby Digital Plus 7.1.

• Посмотреть любой контент формата Dolby Digital Plus Atmos на приставке Roku Streaming Stick+, подключенной к Atmos-телевизору, звук с которого выведен на Atmos-саундбар через оптический кабель. Тут вся проблема в кабеле. Весь комплект оборудования, включая телевизор с пропусканием Atmos-сигнала, подходит для нашей задачи, но оптический кабель требует от телевизора конвертации сигнала до Dolby Digital 5.1. То есть оптическое подключение не обладает нужной для Dolby Digital Plus пропускающей способностью.

• Использовать приложение Plex на OLED-телевизоре LG для просмотра Dolby TrueHD/Dolby Atmos-контента со звуком через Atmos-саундбар, подключенный по HDMI ARC. Этот пример самый грустный: все компоненты полностью совместимы с Atmos-данными, но загвоздка в том, что Plex на LG пока еще не оптимизировали для работы с TrueHD/Atmos — приложение понижает сигнал до Dolby 5.1. Ни правильный телевизор, ни саундбар не помогут.

Вторая ступень: Analog Devices и Texas Instruments

Если в поисках лучшего Dolby Atmos-декодирования подняться на следующую ступень, то мы сталкиваемся с решениями от Analog Devices и Теxas Instruments. Это уже более дорогая категория. Такие DSP-процессоры используются в старших моделях Marantz, Denon, McIntosh, Acurus, StormAudio. Однако и здесь все ограничивается 11 каналами. Если учесть, что минимальная для Dolby Atmos конфигурация — это 5.1.2, то обойтись таким AV-процессором вполне возможно.

Стоит отметить, что цифровые сигнальные процессоры Analog Devices и Texas Instruments хоть и специализированные, однако универсальные устройства, декодирующие с помощью программных библиотек, а следовательно их функционал можно расширить программно. Тогда как решения на базе Cirrus Logic используют аппаратное декодирование и именно поэтому на недорогих AV-ресиверах не может появиться, например, поддержка Auro 3D.

На сегодняшний день компания Analog Devices предлагает несколько разных процессорных платформ для AV-устройств, позволяющих декодировать Dolby Atmos и DTS:X. В универсальных мощных платах серий ADSP-SC57x и ADSP-2157x стоят фирменные процессоры SHARC от Analog Devices и ARM Cortex-A5. Такая конфигурация, созданная специально для работы с аудио, обеспечивает обработку сигнала в реальном времени. При этом платы довольно компактны и не требуют дополнительного охлаждения, что тоже экономит место.

Процессорная платформа Analog Devices ADZS-SC573-EZLITE

Большинство аудиофилов-киноманов могут остановиться на данной ступени — это некая золотая середина для современного домашнего кинотеатра. Если же речь идет об особо искушенных пользователях, то им придется забраться еще выше — на третью финальную ступень Dolby Atmos-декодирования.

Dolby Atmos в смартфонах

На смартфоне технологи действует немного иначе — здесь в главной роли должны быть задействованы наушники. Технологии удается адаптировать их звук, который перемещается вокруг пользователя во всех направлениях. Также есть эффекты появления звука из-за экрана, сверху, снизу и так далее. Dolby Atmos работает и из динамиков смартфона, но тут стоит понять, что на гаджете их не так уж и много, поэтому ожидать чего-то невероятного не стоит.

На данный момент на рынке представлен не очень много устройств, оснащенных данной технологией. Преимущественно это устройства китайских производителей, например, ZTE Axon 7, ZTE Nubia Z11, Lenovo Vibe X3 и Lenovo Vibe K5. Также поддержку Dolby Atmos можно найти в Samsung Galaxy S8/S8+, Galaxy S9/9+ и других А-флагманах.

Как построить домашний кинотеатр с поддержкой Dolby Atmos

Самые передовые разработки ведущих брендов, которые будут стоить в разы больше, чем предложенные выше ресиверы Onkyo TX-NR474 и оборудование серии Polk Audio RTi, и лучший 4K телевизор не позволят добиться достойного качества звука, если допустить ошибки при устройстве домашнего кинотеатра.

Важной особенностью, которую нужно учитывать в дальнейшей работе, является тот факт, что процесс создания звуковой дорожки в данном случае принципиально отличается от всех используемых ранее технологий. Поэтому необходимо учитывать, что помимо соответствующего декодера потребуется устройство дополнительных «высотных» каналов, которые по сути и обеспечивают объёмное звучание.

Особенности размещения оборудования

На практике подобное решение может быть реализовано следующим образом: система 5.1 при её дополнении двумя потолочными колонками может работать как акустика 5.1.2. При этом с использованием более масштабной системы 7.1. потребуется уже 4 таких высотных колонки. Также возможно использование альтернативной технологии, которая позволит избежать установки оборудования в потолке.

В этом случае дополнительные колонки устанавливают на напольники и направляют динамики вверх под определённым углом. Второй вариант особенно актуален в том случае, если не предполагается ремонт в доме во время установки нового домашнего кинотеатра. Единственное исключение из правила: наличие в комнате потолочного покрытия с высокими звукопоглощающими характеристиками.

При этом необходимо учитывать тот факт, что для получения максимума от использования высотной акустики, высота помещения должна составлять от 2,3 м. Желательно, чтобы потолок был выполнен из звукоотражающего материала. При использовании технологии Dolby Atmos получить трёхмерный звук удастся даже при наличии на поверхности рельефа, сводов, любых других неровностей.

Технические требования Dolby Atmos

Стандарт Dolby Atmos очень требователен к показателям диаграммы направленности колонок. Для обеспечения достаточно высоких характеристик производители используют многополосную рупорную акустику или широкополосный излучатель. Как вариант возможно использование оборудования, которое комплектуется коаксиальными динамиками.

В итоге для того чтобы создать домашний кинотеатр Dolby Atmos, можно использовать оптимальное для конкретной ситуации техническое решение, которое позволит при минимальных затратах использовать максимум возможностей, предоставленных этой технологией. Это может быть как правильное во всех отношениях расположение колонок на потолке, так и компромиссное решение, использующее эффект отражения. В любом случае высокое качество трёхмерного звука будет гарантировано.

128 дорожек на 64 колонки

Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.

Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве. И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все

И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов. Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка)

По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы. Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.

Где, как и почем?

Конечно, ни один стандарт не может существовать сам по себе. Помимо аппаратуры нужен и контент, созданный с применением новых технологий

Режиссеры не обошли вниманием новинку. Одной из первых с Dolby Laboratories поработала студия Питера Джексона Park Road Post Production

В октябре 2013 года компании официально заявили о том, что главная премьера этого года «Хоббит: Неожиданное Путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обретет еще максимально реалистичный звуковой ряд. «Я всегда стремлюсь создавать картины, которые позволят зрителям не просто наблюдать за событиями на экране, а почувствовать себя их частью. Сейчас нам доступны потрясающие технологии, благодаря которым это достижимо: повышенная частота кадра, 3D, а теперь и потрясающая система окружающего звука Dolby Atmos», — рассказал тогда Питер Джексон. Этот проект был реализован с участием лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойса, Майкла Хеджса и Майкла Семаника, команды, работавшей над фильмом «Властелин Колец: Возвращение Короля». Столь серьезная поддержка поспособствовала увеличению количества залов с Dolby Atmos. Перед анонсом таких кинозалов было всего 15, а к премьере их количество выросло до 100. Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный по работе со звуком в почти 300 фильмах, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи дорожек для Dolby Atmos. Для этого он уже изменил конфигурацию своей студии.

Остается главный вопрос: можно ли посмотреть фильм с дорожкой, сведенной в Dolby Atmos дома? Стандарт Blu-Ray меняться не будет. Инженеры обещают обратную совместимость, т.е. диск с дорожкой Dolby Atmos на проигрывателе, который не поддерживает этот формат, воспроизведет поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus. Вот только дисков с пометкой Dolby Atmos на сегодняшний день вы не найдете. И потокового контента также нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, в это же время появится контент и в потоковых сервисах. Так что ответ на вопрос: «покупать или нет модели с поддержкой Dolby Atmos», а фактически «переплачивать ли за новую технологию» стоит отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям относительно совместимости, наличия контента или нежелании менять акустику. Тем более, что в конце этой статьи я предложу вам список фильмов, которые уже сделаны со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos (он есть в Wikipedia). Рано или поздно они все появятся на Blu-Ray-дисках или в потоковых сервисах с пометкой Dolby Atmos. То есть они все будут звучать так, будто бы звукорежиссер сел за вашей спиной, осмотрел комнату и давай в реальном времени сводить все так, чтобы вот здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании, все зазвучало так, будто и не дома вы смотрите кино, а в студии звукозаписи. Конечно, не точь-в-точь, но настолько близко, насколько это вообще возможно.

Реальные проблемы инсталляции систем с поддержкой Dolby Atmos в помещениях домашних кинотеатров.

Эмоционально эффектно раскручиваемый сегодня тренд многоканального и многоуровневого звука уже имеет большое число поклонников – владельцев домашних кинотеатров, но вряд ли восторженно воспринят компаниями – инсталляторами
высококачественных систем воспроизведения аудио/видео. Обусловлено это тем, что в отличие от Dolby Labs, которая тестирует свою технологию в специальных помещениях, акустически подготовленных и имеющих оптимальные размеры,
инсталляторы имеют дело с реальными помещениями квартир и домов, выделенными под домашние кинотеатры и с реальными владельцами с их субъективными предпочтениями восприятия аудио контента.

Каждая новая колонка в эксплуатируемой в рамках домашнего кинотеатра аудио схеме и даже дополнительный динамик в акустической системе буквально разрушают всю сложившуюся звуковую картину, а потому добавление потолочной
акустики или дополнительной, ориентированной вверх, акустики на/в фронтальных/тыловых колонках требует проведения всего комплекса масштабных работ по акустической обработке, причем здесь не обойтись простой коррекцией
поглощения/рассеивания/отражения звуковых волн в локальных местах. На порядок возрастает сложность работ при инсталляции двухуровневых систем в новых помещениях с учетом того, что в Dolby Atmos звуковая волна «сверху»
выводится в приоритет и по факту формирует новый пакет отражений, требующих специального подхода к обработке, а также существенно влияет на время реверберации.

Устранение комнатных резонансов, SBIR-эффекта, гребенчатой фильтрации и т.д. осложняется размещением потолочных колонок или использованием в звуковой картине первых отражений ориентированной вверх акустики на/в
фронтальных/тыловых колонках, причем ни Dolby Labs, ни производители акустических систем пока не могут технически корректно показать действенный способ совмещения нужных для Dolby Atmos первых отражений ориентированной вверх
акустики и негативных для формирования звуковой картины первых отражений от потолка фронтальной/тыловой акустики.

Дополнительным негативом при инсталляции систем домашнего кинотеатра с Dolby Atmos на объекте является факт практического отсутствия у владельца понимания как должно восприниматься «на слух» не просто многоканальное, но
и многоуровневое аудио, поскольку действующих в квартирах/домах систем с поддержкой Dolby Atmos пока почти нет, а подогнать воспроизведение/восприятие аудио в помещении дома под трансляцию фильма через десятки акустических
систем большого кинозала наверняка не удастся. В целом поэтому сегодня в нашей стране успешная инсталляция систем домашних кинотеатров с поддержкой формата Dolby Atmos выполняется предельно ограниченным числом профильных
компаний, которые, как правило имеют партнерские связи с разработчиком и/или производителями высококачественной аудио аппаратуры, определились с алгоритмом адаптации нового типа звука к типовым помещениям квартир/домов и
уже провели квалификационную переподготовку под своих сотрудников.

Как быть с контентом?

А за контентом нужно идти в кинотеатр. Главное — озаботиться тем, чтобы узнать заранее о том, поддерживает ли конкретный кинозал Dolby Atmos,  а также разузнать про фильм, на который собираетесь идти.

Мекка технологии — это кинотеатр Dolby Theatre. Он расположен в самом центре Лос-Анджелеса — на бульваре Голливуд. Место по праву может называться легендарным хотя бы еще и потому, что именно здесь проходят все церемонии вручения самой желанной кинопремии в мире — Оскар.

Именно здесь в 2012 году прошел показ первой полнометражной ленты с поддержкой технологии Dolby Atmos — это был мультфильм «Храбрая сердцем». После премьеры кинотеатры, оснащенные подходящим для этой технологии оборудованием, начали расти как на дрожжах. Через полгода после показа этого мультфильма число таких залов насчитывало 25 штук. На данный момент по всему миру уже более 1 800 кинозалов с соответствующей поддержкой и на территории России и СНГ их более 80.

В настоящее время большинство новинок голливудского кинематографа выходят с поддержкой именного этого звукового формата. Среди самых последних релизов можно найти такие громкие творения, как: «Безумный Макс» (получил Оскар за лучшее сведение звука, лучший монтаж), «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II», «Звездные войны: Эпизод VII. Пробуждение силы», «Дэдпул», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и так далее.

Со стандартом работают ведущие режиссеры Голливуда: Ридли Скотт, Гай Ричи, Джордж Миллер, Фрэнсис Луорэнс и другие. Тем самым, режиссеры уже успели оценить прелесть новейшей технологии и поняли, что теперь их возможности по вовлечению зрителя в происходящее на экране стали гораздо выше.

На данный момент в международный прокат вышло более 450 фильмов с поддержкой новейшей технологии, из них порядка 60 уже доступно на Blu-Ray дисках, включая такие кинохиты как «Дракула» (1992 год) с Гари Олдманом в главной роли и «Леон». Однако российским киноманам, которые хотят попробовать новейшую технологию у себя дома, придется покупать Blu-Ray за границей и смотреть фильмы в оригинале — локализованных на русский язык версий в Dolby Atmos на Blu-Ray пока нет.

Тем не менее, в России уже есть пять собственных студий звукозаписи, которые успешно внедрили технологию Dolby Atmos и локализуют для широкого проката иностранные фильмы, а также выпускают российские картины в соответствующем формате. Первым отечественным релизом стала кинолента «Призрак» Федора Бондарчука, вышедшая в прокат в марте 2015 года, в марте этого года на экраны вышел фильм «Герой» Юрия Васильева,  а совсем скоро состоится премьера картины «Экипаж» Николая Лебедева в Dolby Atmos.

К сожалению формат Dolby Atmos пока не сопровождает массовое телевидение. В основном используется кодек Dolby Digital Plus, который поддерживает обсуждаемую нами технологию, но пока не использует. Однако лидеры этой отрасли большими шагами двигаются в сторону инноваций. Так, например, Первый канал в zlD-версии вещает в объемном звуке 5.1, начиная с церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр 2014  в Сочи. У видеосервиса Netflix, в свою очередь, есть планы по запуску трансляции именно в Dolby Atmos.

Что касается громких телешоу, то, например, два первых сезона «Игры престолов» уже пересведены с поддержкой новейшей технологии, а начиная с пятого сезона все новые серии выходят в формате Dolby Atmos. Тоже самое касается и «Шерлока». Пока что все.

Самый простой способ для отечественного потребителя прикоснуться к прекрасному дома — поиграть в игру Star Wars Battlefront. Пока что это единственный релиз, который имеет соответствующую поддержку, правда, только для PC, не для консолей.

Поход в кино

Очень важно донести до зрителя звук в таком виде, в котором его заложил в картинку звукорежиссер. Для этого специалисты компании Dolby по всему миру участвуют в строительстве или модернизации кинотеатров под современный стандарт Dolby Atmos

Есть множество нюансов и секретов в каждом конкретном случае, но общие принципы построения акустики в залах следующие.

Во-первых, обязательно наличие определенного числа каналов. Их число зависит от размеров конкретного помещения. Принцип чем больше, тем лучше тут не работает. Есть определенная граница, дальше которой идти смысла нет.

Во-вторых, обязательно наличие двух рядов потолочных динамиков. Как правило, в кинотеатрах устанавливается два ряда колонок на потолке. Аудиобъекты хоть и перемещаются где-то там, в виртуальном звуковом пространстве, но физику пока никто не отменял и панорамировать звук в том числе и с потолка все-таки нужно.

В-третьих, это специальные аудиопроцессоры, которые поставляет исключительно Dolby. Система уже на месте самостоятельно решает, как правильно отразить аудиообъект и его перемещение с учетом установленного в конкретном кинозале оборудования. Затем кинопроцессор настраивается инженером Dolby под каждый зал индивидуально. Кстати, в качестве примера фильма, в котором возможности Dolby Atmos реализованы на высшем уровне, специалисты приводят картину «Гравитация». В этой киноленте воплощение технологии находится на высшем уровне, как с точки зрения технической, так и с творческой стороны. Например, в переговорах между главными героями из космоса и земным штабом голос звучит именно с той стороны, с которой в этот момент находится планета Земля. Это очень хорошо отражает суть концепции объектно-ориентированного звука.

В отличие от обычных аудиосистем, в которых звуки часто смешиваться, технология Dolby Atmos способна независимо воспроизводить до 128 источников звука (аудиообъектов) и распределять их перемещение между 64 каналами, включая и сабвуферы. Это максимальные показатели, и распознать такое количество звуков практически невозможно физически. Представьте, сможете ли вы услышать 128 одновременно поющих разных птиц, которые будут сидеть на виртуальных ветках деревьев в кинозале? Лично я не могу себе представить, каким нужно быть слухачем, чтобы распознать хотя бы половину, то есть 64 птицы. В настоящее время большинство современных кинозалов располагают меньшим количеством каналов, и этого вполне достаточно для эффективной работы системы Dolby Atmos.

В России есть один кинотеатр-монстр, который может похвастаться 56 каналами и высотой потолка в 12 метров. Находится он в Екатеринбурге.

Нельзя открыть кинотеатр, купить где-то фирменный аудиопроцессор и начать показывать фильмы со звуком в формате Dolby Atmos. Компания непосредственно контролирует весь путь по доставке технологии от студий и до ушей потребителей. Для этого студии звукозаписи лицензируются и получают нужное им оборудование напрямую от компании Dolby. С кинотеатрами все тоже самое. Только домашние ресиверы производятся сторонними производителями по выдаваемой оригинальным разработчиком лицензиям. Все это я к тому, что если вы видите лэйбл Dolby Atmos на дверях конкретного кинотеатра, значит, за звук в данном случае ручается сам инноватор.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации